Мелкая моторика

                                      Развитие мелкой моторики
     Уровень развития мелкой моторики пальцев рук- один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. 
Дети с развитой мелкой моторикой имеют хорошую память, внимание, развитое логическое мышление. В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия может привести к возникновению у ребенка негативного отношения к письму. 
Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для успешного овладения письмом, создать навыки ручной умелости.
   Развивать мелкую моторику помогает работа с природным материалом.
   Для начала научите ребенка правильно собирать природный материал так, чтобы не причинять ущерб природе.
   Во время творческих занятий, игр с природным материалом ребенок выполняет работу практически, руками. Его руки- верные и добрые помощники, которые помогают познать свойства самых разных материалов через тактильные ощущения и зрительное впечатление: камешек гладкий- шероховатый, холодный- теплый,  листочек прочный- хрупкий и т.д.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.
1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с ребенком, ведите диалог, разыгрывайте сценки из поделок, которые создал ребенок своими руками.
2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку руку или насобирать красивых камушков и листочков.
3. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
 4. Важно, чтобы ребенку нравились и поделки из природного материала , и сам процесс их изготовления- позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
5. Контролируйте время - оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
6. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики с помощью природного материала: перебирание семян различных растений, обведение листочков по контуру, рисование осеннего узора оттиском листьев, раскладывание листьев, семян , плодов растений по величине, качеству и т.д. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
7. Не забывайте хвалить ребенка за каждый успех - критика в этом деле абсолютно не уместна.
8. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не работать с природным материалом- прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.
Учим стихи- развиваем руки.
   Способствовать полноценному развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму поможет совокупность движений рук и речевых органов- пальчиковые игры. Суть этого метода известна: к слову или строке стихотворения подбираются движения, которые родители, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста. Примером пальчиковых игр могут служить, например "Птички и ветер":
Маленькие птички, птички- невелички,
(большие пальцы обеих рук сцеплены, изображая крылья птиц; помахать руками, как крыльями)
По лесу летают, песни распевают.
(кисти рук имитируют открытые клювики птиц)
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
(выполнить волнообразные движения запястьями)
Птички спрятались в дупло, там не тронет их никто.
(свести кисти рук вместе, образовать кокон; "погрозить" указательным пальцем обеих рук)
"Рыбки"
Пять маленьких рыбок
(ладони сомкнуты, чуть округлены)
Играли в реке.
( волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке,
(руки прижаты друг к другу; переворачивать их с боку на бок)
И рыбка сказала:"Нырять здесь легко!"
(ладони сомкнуты, чуть округлены. "Ныряющие" движения руками)
Вторая сказала:"Ведь здесь глубоко!"
(покачать сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)
А третья сказала:"Мне хочется спать."
(ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук- рыбка спит)
Четвертая стала чуть- чуть замерзать.
(быстро покачать ладонями- изобразить дрожь)
А пятая крикнула:"Здесь крокодил!
(запястья соединены; ладони раскрываются и закрываются- пасть крокодила)
Плывите скорей, чтоб не проглотил!"
(быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями- рыбки уплывают)
     Таким образом, можно сделать вывод, что преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
   Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: 
1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; 
2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Литература:
1. И. Лопухина Речь, ритм, движение.  Издательство "Дельта", Санкт- Петербург, 1997
2. О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина Энциклопедия логопедических игр. Издательство "Каро", Санкт- Петербург, 2004

Комментариев нет:

Отправить комментарий